Игра по новым правилам

Как рост госрегулирования Рунета отразится на бизнесе?

«Пакет Яровой», законы о налоге на Google, об онлайн-кинотеатрах... В 2016 году они буквально взорвали общественность и вызвали широкое обсуждение как в средствах массовой информации, так и в экспертной среде. Такое возросшее госрегулирование интернета оказывает серьезное влияние на рынок инвестиций в Рунет. Причем это влияние не всегда положительное.

3.03.2017 16:28
Просмотры:5641

Нашумевший «налог на Google» был принят летом 2016 года. Теперь иностранные IT-компании обязаны платить НДС с продажи электронных продуктов в России, а пользователи русскоязычных приложений, продающихся через GooglePlay или Apple iTunes, должны платить на 18% больше за контент и сервисы.

Кроме того, операторы связи и интернет-компании обязаны хранить на территории страны информацию о разговорах и переписке пользователей в течение полугода, а в случае необходимости — содействовать расшифровке трафика. Это четко прописано в законе Яровой, принятом также в середине прошлого года. Многие специалисты заговорили о том, что такой рост  госрегулирования может оказаться губительным для интернет-бизнеса, который только начал восстанавливаться после провала 2014-15 годов. 

Как рост госрегулирования интернета влияет на развитие бизнеса

По мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, о развитии рынка инвестиций в Рунет речи вообще пока не идет. В данный момент он скорее находится в состоянии стагнации. «Не ясна ситуация с российской экономикой как таковой, куда она будет двигаться дальше. Соответственно, и инвесторы не уверены в рынке. Происходит серьезное переосмысление, в какие сегменты вообще можно ассигновать деньги.  Наблюдается тенденция, что российские фонды начали вкладываться в иностранные проекты. Ведь сначала нам говорят рамочные вещи о развитии интернет-экономики, а потом принимают «Яровую».  Конечно, когда нависают все эти законы, говорить о серьезных бизнес-планах, крупных вложениях в Рунет очень сложно».

Вместе с тем, Александр Логунов, председатель комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) говорит, что рамки для развития бизнеса все равно нужны. Если правила для всех разные, в итоге одни оказываются в лучших условиях, а другие – в худших. «Сейчас в неодинаковом положении находятся поисковые системы, электронные почты. Скажем, компания Google может игнорировать запрос правоохранительных органов на выдачу переписки того или иного преступника. А Яндекс обязан эти данные предоставить, потому что находится в российской юрисдикции. Или AliExpress торгует товарами в России, но не уплачивает ни таможенные пошлины, ни НДС. В итоге цена получается ниже, чем у российских ритейлеров, которые содержат склады, магазины, оплачивают услуги персонала, платят налоги, ввозную пошлину… Конечно, в условиях нынешней экономики покупатель делает ставку на дешевизну и заказывает товары из-за границы. Поэтому отсутствие равных правил для всех несомненно вредит бизнесу».

Какие товары пользуются популярностью у интернет-покупателей

Эксперты выделяют топ-3 товаров, которые на протяжении последних 5 лет пользуются неизменной популярностью у интернет-покупателей. Это – мелкая бытовая электроника, одежда, детские товары. Причем продажа одежды в последнее время значительно выросла. Если раньше она занимала 3 место, то сейчас практически сравнялась с первым и, возможно, в ближайшее время выйдет в уверенные лидеры.

Большую популярность набирают сайты-агрегаторы. Это площадки, где собраны предложения миллионов продавцов, как мелких ремесленников, так и крупных компаний. Человек на этой площадке может купить практически все, от булавки до автомобиля.

По данным исследовательского агентства Data Insight, за последние 3 года онлайн продажи увеличились почти в 2 раза, а прирос за прошлый год составит чуть менее 25%. Как пояснил партнер агентства Федор Вирин, временные явления кризиса в головах людей уже стали современной реальностью, и поведение покупателей вернулось к норме. «На рынке появился новые типы игроков: агрессивные оффлайновые сети, которые являются основными инвесторами в e-commerce, а также универсальные магазины или маркетплейсы с бесконечной полкой и огромной аудиторией». Среди основных драйверов рынка эксперт выделил рост опыта использования интернета потребителями и увеличение доли банковский карт с различными бонусами. Заметное влияние оказывает и мобильная аудитория: сейчас более 40% продаж осуществляется именно через мобильные устройства.

Давая прогноз на ближайшее время, специалисты отмечают дальнейший рост e-commerce. Правда, связан он в основном с ростом трансграничных интернет-торгов. И если государство не защитит российских ритейлеров, то многие из них уйдут за рубеж и начнут продавать, скажем, из Латвии, Эстонии или Финляндии. Поэтому сегодня интернет-бизнес ждет от власти не жестокого контроля, а реальной помощи. Ведь только объединив усилий государства, предпринимательства и пользователей можно говорить о развитии в стране настоящей цифровой экономики.

Справка: Рунет остается самым активным сегментом экономики страны, который̆ все больше влияет на другие отрасли.  По информации Минкомсвязи, объем экономики Рунета по итогам 2016 года превысил 1,5 трлн рублей, а доля так называемых «интернет-зависимых» секторов экономики составила 10 трлн. При этом аудитория Рунета достигла 86 млн человек, и более 60% выходов в Сеть в России осуществляются с мобильных устройств.

 

Автор: Наира Кузбар

Понравилось:
1 людям
Оценить:

Другие актуальные новости